Марина Русецкая. 18 октября 2017 г. Москва. ТРИ РОМАНА «НИХИЛ, в переводе с латинского – ничто, следовательно, нигилист – человек, занимающийся ничем» В середине девятнадцатого века, приблизительно в одно время, где-то в шестидесятые годы, появляются три романа. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и чуть позже роман Ф.М. Достоевского «Бесы». Все эти произведения вызвали большой шум в литературных кругах и среди читателей, которые поглощали их, буквально, сметая с прилавков книжных лавок. Эти романы объединяло появление на их страницах новых людей из молодежной среды. Людей, рассуждавших не совсем обычно о России. Стали появляться молодые люди, не согласные с существующим порядком в обществе. В них горел огонь отрицания, бунта против общечеловеческих ценностей и привычного жизненного уклада. Ничего конкретного они не провозглашали, но желание всё разрушить особенно декларировалось, с наибольшим жаром. Их назвали нигилистами, от латинского слова «нихил» - ничто. Впервые этот термин в России употребил Н.И. Надеждин. Профессор словесности, философ, знаток раскола русской церкви и её истории, в статье: «Сонмище нигилистов» в журнале «Вестник Европы» в 1829 году. Но прижилось это слово после публикации романа И.С, Тургенева «Отцы и дети», в котором автор назвал Базарова, одного из героев романа: нигилистом. В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать» появляется необычный герой - Рахметов. Он усиленно работает над собой, пытаясь сделать из себя человека особенного, не принимающего привычных забот и занятий молодых людей. Он изнуряет своё тело, спит на гвоздях, не употребляет алкоголь. В последствии продаёт своё имение и раздает деньги знакомым, особенно нуждающимся в поддержке. Казалось бы, это история из Евангелия, когда Христос говорит богатому юноше: «Раздай свои деньги бедным и следуй за мной». Но Чернышевский нигде в романе не указывает на то, что Рахметов человек верующий. Скорее наоборот. Он пытается найти пользу и особый смысл своих поступков, не опираясь на христианские истины. Автор отмечает в романе, что Рахметов вызывал в нём смех. Несомненно, этот герой романа имел прототипов, автор так и пишет в романе, что знал нескольких таких особенных людей. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать» отозвался в обществе неоднозначно. Одни утверждали, что это роман-утопия, что люди, описанные в романе в жизни невозможны. Другие отзывались о нем восторженно. К тому же, впервые, было нарисовано сообщество «идеальных» людей, которые больше походили на манекены своими механическими поступками. Это была попытка нарисовать в романе общество без Бога, та самая утопия, которую в последствии попытались осуществить большевики. Сегодня мы знаем, во что эта попытка обернулась: море крови и бессмысленных жертв. Нужно было вырезать, уничтожить все жизнеспособные силы русского мира, насколько это было возможно, чтобы не осталось недовольных и непокорных. Страх держал всю эту «красивую» идею почти весь двадцатый век. Ф.М. Достоевский отвергает решительно атеистическую программу Чернышевского, считая его виновником появления бесов в России. Достоевский, являясь православным монархистом, и в «Записках из подполья» и в «Преступлении и наказании» вступает в полемику с революционером Чернышевским. В письме своему другу А.Н.Майкову в 1867 году, писал: «А что же они, эти Тургеневы, Герцены, Утины, Чернышевские нам представили? Вместо высочайшей красоты Божией, на которую они плюют… Но, что я заметил, все эти либеральщики и прогрессисты преимущественно школы ещё Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением». И пишет о И.С. Тургеневе: «Ругал он Россию и русских безобразно ужасно». В записных книжках Ф.М. Достоевского есть такая запись: «Стать русским, значит перестать презирать народ свой». Затем, мы знакомимся с героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором описан новый человек – Базаров. Этот персонаж, отрицая старые ценности, уже пытается высмеивать и быт обывателей, и всё то, чем люди дорожат и всё, что для них ценно. Базаров утверждает, что нужны новые люди, которые думают только о бытовой пользе и совершенно не нуждаются в духовных ценностях. Он произносит такие слова: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». И, если Рахметов направляет свои силы на создание в себе самом нового человека, человека практического, то Базаров посягает на изменение всего общества по своим новым правилам, устанавливая новые ориентиры, отрицающие общепринятые. Н.С. Лесков, писатель глубоко верующий настороженно писал о героях И.С. Тургенева, предчувствуя надвигающуюся тьму. В статье для газеты «Северная пчела» в 1863 году, он писал: «Нигилисты, которых мы видим и которые нам успели надоесть своими гадостями, достались нам по наследству, а сгруппировал их и дал им пароль и лозунг не «Современник», а Иван Сергеевич Тургенев. После его «Отцов и детей» стали надюжаться эти УРОДЦЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ». Я бы уточнила один момент. И.С. Тургенев не придумал это явление – нигилизм, он просто его зарисовал с натуры. В отличие от Н.Г. Чернышевского, который выдумал нескольких «идеальных», с его точки зрения персонажей и создал для них специальный мир. Мир, который очень увлек многих современников Чернышевского. Как известно, роман «Что делать», был любимой книгой В. Маяковского, и даже незадолго до смерти, как пишут биографы, он читал именно эту книгу. Если в начале своего появления на русской земле нигилисты были похожи на новых героев Н.Г. Чернышевского и И.С. Тургенева, то Ф.М. Достоевский увидел в них более опасные тенденции. Сам писатель, (великий писатель-пророк) соприкоснувшись с этими людьми в собраниях петрашевцев и нечаевцев, уже тогда понял, что эти люди жаждут крови. Прикрываясь красивыми лозунгами о благе народа, о «светлом будущем», они призывали к убийству и терроризму. Рассмотрев их поближе, Ф.М. Достоевский понял, что они стремятся к разрушению ради разрушения. В романе «Бесы» Достоевский предсказал грядущий ХХ век, с его кровавыми последствиями, с отрицанием Бога и церкви, с ополчением на веру православную, Христианскую. Это явление: отрицания существующего порядка в обществе, захватило не только литературу, но и поэзию, и музыку, и живопись. Так называемые «новые формы» захлестнули искусство в целом. В начале ХХ века, в 1915 году Казимир Малевич участвует в итоговой футуристической выставке молодых художников «0.10», открывшейся в Петербурге в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной». На этой выставке, впервые, художник выставляет свою картину «Черный квадрат». Картина была вывешена на самом видном месте зала, в так называемом «красном углу», где обычно висели иконы в домах. Тот факт, что картина была повешена автором именно в «красный угол» наводит на мысль, что Малевич показал будущее иконы, как таковой. Уже через пару лет, по пришествии большевиков к власти, иконы начали сжигать, церкви рушить и гонение на Христианство превратилось в нашествие «бесов», как назвал свой роман Ф.М. Достоевский, тоже видевший к чему ведет новое движение отрицания всех и всего, а главное Бога и веры. Мысль художника проста: «Вот, вы уничтожите икону и получите взамен чёрную пустоту, поглощающую и уничтожающую человека». «Черный квадрат» Малевича стал отражением того, что принёс ХХ век в Россию. Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Эту работу художника-провидца можно было бы назвать зеркалом ХХ века в России. Работа Малевича стала пророческой. Искусство откликается всегда на время, часто предсказывая будущее и роман Ф.М. Достоевского «Бесы» явился пророческим. Писатель видел, к чему ведёт богоборчество, понимал, что путём разрушения ничего положительно добиться невозможно, кроме разрушения. И Малевич, своей картиной «Черный квадрат, обозначил своё предчувствие беды, надвигающейся на Россию. Во второй половине 19 века и почти весь ХХ век в России царили нигилисты, люди, не признающие человеческих ценностей. Они провозглашали материализм и атеизм – главными категориями жизни человека. А начали они с охоты на царскую династию. Убивая царей, которые являлись помазанниками Божьими и гарантами христианства в стране, они начали войну против веры, Бога и человека. Затем, перешли к разрушению семьи и тех основ, которыми жили люди от начала времен. «Всё дозволено», раз Бога нет, как они провозглашали. И вся темная сила начала свой разгул. Последствия этих разрушений мы вполне видим сегодня в нашей жизни. Наплодились эти «уродцы российской цивилизации», как их назвал Н.С. Лесков. Размножились те, в которых нет ничего святого, которые сегодня нацелены только на собственное обогащение, абсолютно не понимая, что они являются ворами и правонарушителями. Обворовывая государственную казну, они обворовывают весь народ, потому что государство вынуждено повышать налоги и придумывать новые, чтобы пополнить опустошённую казну, накладывая на собственный народ тяжелые тяготы. Получается, что весь народ содержит этих воров и казнокрадов, о которых нам подробно рассказывают средства массовой информации. Нарушение второй заповеди: «Возлюби ближнего, как себя самого» и заповеди: «не укради», приводит к искажению ценностей, к торжеству нигилистов, которые теперь называют себя – либералами, людьми, занимающимися ничем, пустыми разговорами, отрицающими все правовые основы и уклад государства. Вот расплата за безбожие, за попрание нравственности, за разрушение церквей и веры в сердцах людей. Вот он НИГИЛИЗМ во «всей своей красе». И попробуйте этим людям сказать, что они враги государства. В них вспыхнет ярость и злоба. Темнота боится света, да и правда глаза колет. Всем известно, как вели себя первые промышленники и фабриканты в России. Они строили для своих рабочих больницы и детские сады, бесплатные столовые. Они заботились о своих рабочих, потому что разумный предприниматель понимает простую истину: чем лучше будет жить твой рабочий, тем лучше он будет работать, качественнее. К тому же первые русские капиталисты просто занимались благотворительностью. Никто никогда не утверждал, что богатство, само по себе плохо, плохим может быть то, как богатый человек распоряжается своим богатством. Весь ХХ век показал, к чему приводит отказ от нравственности, от Христианской веры. Борьба с Христом приводит к победе антихриста, то есть, ему противоположного. «Третьего не дано», гласит латинская мудрость. Христос – се человек, как о нём сказано, а антихрист, - против человека, его враг и уничтожитель. Это и произошло в ХХ веке в России, отказались от Христа и стали уничтожать человека. Трудового, деятельного, работящего, верующего в Бога. Бог – это любовь, борьба с Богом приводит к нелюбви. А что такое нелюбовь – это ненависть. Так и жила Россия в войне гражданской, в войне, когда брат пошёл на брата, как Каин на Авеля. Но люди сегодня идут в церковь, люди молят Бога о прощении, потому что они поняли, что борьба с Богом приводит к смерти, к гибели рода человеческого. А где средство к оздоровлению общества? Ничего нового нет, и не может быть. Вера, нравственность. Заповеди, и как сказал Христос: «Заповеди мои не тяжки», ибо «Иго мое благо, и бремя мое легко». Следите за собой, поступайте с другими, как хотите, чтобы поступали с вами. Делайте другим то, что хотите сделать для себя. И все заповеди вспомните: «не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не завидуй, почитай отца и мать, не сотвори себе кумира, люби Бога, и ближнего, как себя». Как же это красиво, как прекрасны эти призывы. Они говорят нам, что, если мы будем следовать этим правилам, наша жизнь станет замечательной, мирной, спокойной. Уйдёт злоба и ненависть и восторжествует любовь, как божественный дар людям. Общество станет здоровым и цельным. Сложно, но это и есть единственное средство для нашего оздоровления. Ничего нового не придумано на этой земле. Понять, поверить и принять то, что человек создан по образу и подобию Божию, стремиться стать человеком, дорасти до того, чтобы тебя назвали человеком. Вот цель, вот поле, которое нужно вспахивать, вот путь, которым нужно идти. Главное, против чего восстали нигилисты, - против Бога, против Христа, следовательно, против человека, что и привело к огромному количеству безвинных жертв. И кто же, кроме Христа скажет людям: «Сие сказал я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь. Я победил мир» (Евангелие, Ин. 16. 33)
|