Марина Русецкая. 6 июня 2011 г. Москва. УЧЕНЬЕ - СВЕТ «У Николы две школы: азбуки уча́т да кануны твердя́т». «Не выучит школа - выучит нужда» (Русские пословицы из собрания В.Даля) Сегодня идёт всенародное обсуждение на территории России, новых стандартов образования в школе. Так горячо и осмысленно, с такой болью и горячностью обсуждаются эти вопросы в Интернете и по телевидению, по радио и в школах, что невольно задумаешься о том, что же нужно выбрать главным в образовании, чтобы воспитать русского человека, человека, считающего Россию своим домом. Моя первая школа находилась в городе Санкт-Петербурге, на Большой конюшенной улице. Мне повезло. В начальной школе у меня была добрая учительница, Ольга Ивановна Филиппова. Я не припомню ни одного случая, чтобы Ольга Ивановна повысила голос на ученика. Она любила детей, а это бывает не так часто в среде учителей, как ни странно. Я говорю об этом потому, что моим детям повезло гораздо меньше. Моя маленькая дочь, к примеру, пришла первого сентября из школы испуганная, и стала мне рассказывать о том, как учительница кричала на них, стучала указкой по столу, видимо, пытаясь предупредить их будущие шалости. Так запугала бедных детей, что ребёнок наотрез отказался идти в школу второго сентября. Пришлось объяснить дочери, что учитель тоже может быть не прав, чтобы снять, раз и навсегда, страх перед взрослым человеком, которому свойственно ошибаться, как и любому из нас. В начальной школе, первая учительница или учитель, олицетворяет собой общее и основное ощущение от школы у ребенка. И доброта педагога, (хотя бы, отсутствие агрессии в общении с учениками), на мой взгляд, самое важное, что нужно маленькому человеку, чтобы, если не полюбить школу, то хотя бы, не взрастить в себе негативное к ней отношение. Ещё правильнее было бы заинтересовать ученика, но это уже дано только учителям по призванию. Окончив восьмилетку с отличием, практически на одни пятерки, я перешла в одиннадцатилетку. Вторая моя школа находилась на Невском проспекте, в самом его начале. На стене, у ворот новой школы, висела доска со знаменитой надписью: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». В память об Отечественной войне 1941-1945 гг. И в этой школе мне снова повезло, повезло с учителем литературы. Вера Герасимовна Ананьева, носила гордое звание - заслуженный учитель. Но, самое большое везение оказалось в том, что наша учительница любила русскую классическую литературу. Мы изучали пристально и долго «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Вера Герасимовна заставляла нас учить наизусть по четыре строфы из каждой главы, этого очень важного произведения для русского человека. Причем, она объясняла нам подробнейшим образом все непонятные места и выражения, о которых мы, дети двадцатого века не имели представления. Она поясняла нам многое, из бытовых подробностей того времени. Благодаря Вере Герасимовне, я выучила почти весь роман «Евгений Онегин» наизусть. Надо сказать, что её способ преподавания отличался тем, что наши уроки литературы начались не с того, что было в моё время, в учебниках. Наша учительница рассказала нам о Новикове и Тредьяковском, о первопечатнике Фёдорове. Мы подробно изучали Фонвизина, Радищева, читали Ломоносова: «Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою…» |
и Державина: ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ | ………………………………… «Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков» ………………………………… |
Эти стихи написаны в 18-м веке, но актуально звучат и сегодня, подтверждая мысль о том, что недостатки в государственном устройстве также постоянны, как и недостатки в людях. Идут века, а все основные взаимоотношения государства и общества практически не меняются в своей сути. Государство - это мы. Это вечная борьба тех, кто достиг социальных высот, с теми, кто ещё внизу, у подножия социальной лестницы, тех, кому совесть не позволяет нарушать закон, и тех, для кого совесть понятие весьма далекое. К тому же, Вера Герасимовна погружала нас в историческую атмосферу того времени, в котором формировался тот или иной писатель. Об Онегине мы знали, почти, всё, а также, многое о Пушкине и его жизни. Вера Герасимовна также уделяла достаточно времени тому, чтобы научить нас думать и правильно говорить на родном языке. Если кто-то из моих одноклассников начинал предложение с междометия «ну», она тут же останавливала его и говорила: «Ещё раз: «ну»,- и мы поедем!»; или: «Начните предложение осмысленно, мы с вами не в конюшне». Конечно, наша учительница нарушала школьный план. Она отдавала произведениям Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Толстого и других русских классиков гораздо больше часов, чем того требовало методическое предписание. За это ей низкий поклон, потому что, на мой взгляд, русская классика - это главное, что нужно знать человеку, живущему в России. Наше искусство - достояние нашего народа. В это понятие входят не только литература, но и классическая музыка, живопись, архитектура. Мы можем по праву гордиться нашим искусством - им восторгается весь цивилизованный мир. Я часто думала о том, что нужно читать, что слушать, что смотреть, чтобы чувствовать себя русским человеком, человеком, полагающим Россию своей родиной. Во-первых, - сказки, русские народные сказки. В них мудрость нашего народа и, безусловно, секретный код, нами еще не разгаданный и не познанный. Обязательно, Библия. Основа основ. Во Христе душа крепнет. Вера христианская даёт нам силу справляться со многими искушениями и страданиями, которыми испытывает нас жизнь. В Библии собрана мудрость, данная людям, во спасение. Для верующего же человека, слово Христа - это жизнь. И во времена самых трудных испытаний, русский народ с иконой шёл защищать своё отечество. Родная классическая литература. Для меня: Пушкин, Достоевский, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Чехов, Лесков, и еще многие писатели. Перечислять можно долго, список этот весьма велик. Все наши классические поэты, отразившие своей любовью, полноту чувств русского человека. Композиторы - Чайковский, Рахманинов, Мусоргский и многие другие. Выдающиеся художники, создавшие живописные полотна, наполненные не только красотой и широтой нашей земли, но и отразившие бытовую жизнь нашего народа. Безусловно, - пословицы и поговорки. В них глубина и разнообразие русского народного характера. По поводу теперешней реформы. Сразу вспоминается комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», а именно, слова Скалозуба: «Я князь-Григорию и вам, Фельдфебеля в Вольтеры дам. Он в три шеренги вас построит, А пикните, так мигом успокоит». |
Почему-то, именно эти строки приходят на ум, когда слышишь о том, как урезают главное в нашей школе, - литературу. Наша классика - отражение нашей жизни, страданий, дум, переживаний. Она воспитывает душу, это то, на что можно и нужно опереться в жизни. А.С. Пушкин писал в письме одному из друзей: «История принадлежит поэту». И наша классическая литература - это история России. Культура поднимает нацию, любую, не только русскую, к божественным высотам, помогает народам достичь своего духовного максимума. Экзамен по литературе, на мой взгляд, нельзя сдавать в виде теста. Этот предмет учит нас думать и требует углублённого, индивидуального подхода. Впрочем, мы помним из истории, как пытались онемечить русского человека, как пытались его офранцузить. Теперь, возможно, его хотят обамериканить. Но, ничего не получится. Как говорили великие: «Если хочешь увидеть будущее, посмотри в прошлое». Русский характер силён своей терпимостью, добротой и верой. Все попытки отнять главное в характере русского человека - бесполезны. Очередной эксперимент. К тому же, после того, что наш народ перенёс в двадцатом веке, всё остальное кажется не таким страшным испытанием, включая и проект нынешней реформы. Руководство так заботится о воспитании и образовании наших детей, что не нашло оно, бедное, ничего лучшего, как перенести копию западного образования в нашу школу. И в этом никого не нужно винить. Никто никому ничего навязать не может. Это добровольное и давнишнее желание наше подражать западу, считая, почему-то, что там всё лучше, чем у нас. Эта бацилла попала к нам из советских времён, когда было провозглашено, что мы непременно должны «догнать и перегнать Америку». Всё время, устремляясь к чужому и чуждому, мы совершенно забыли о своём собственном богатстве. Скорее всего, нас заставляли забыть об этом, потому что наша классика стоит на вере в Христа, на устремлении к свету, а в советское время это было отменено и наказуемо. Имея такую культуру, как наша, сегодня, по меньшей мере, странно недооценивать свою собственную национальную значимость, свою самодостаточность. Ввели спорное ЕГЭ, вместо осмысленной подготовки к экзаменам по предметам, вместо сочинения, которое являлось главным критерием способности мыслить самостоятельно, вместо той системы, по которой учился ещё А.С.Пушкин в лицее. Но и этого оказалось мало, ещё стали заменять гуманитарные часы, на уроки физической подготовки. Меньше думать, больше маршировать. Ать-два. Пусть наша жизнь превратится в один большой парад. Конечно, всегда находятся дети, которые не хотят и не любят учиться, но ориентироваться нужно не на них, а на тех, кто, впоследствии, получив приличное образование в школе, сможет продолжить его в других учебных заведениях. Всегда полезно ориентироваться на лучших, так, во всяком случае, было всегда. Очевидно, есть надобность в том, чтобы все стали одинаково среднеобразованными, или, вернее, необразованными потребителями тех товаров, которые так активно и красочно рекламируются на каждом шагу. Чем менее образован человек, тем более он несамостоятелен, и тем быстрее он побежит за рекламой, или на распродажу, как это бывает регулярно на западе. И таким образом, можно народ, постепенно, превратить в толпу ведомых и легко управляемых граждан. «Ура! Товарищи!», или «Все на распродажу, товарищи!» Что-то напоминает, знакомая модель, когда-то, мы это проходили. В народе говорят: «Все под Богом ходим». Но и наше стремление сделать жизнь доброй, мирной, для большего количества людей счастливой, совершенно необходимо. «Жизнь хороша и надо так сделать, чтобы это мог подтвердить на земле всякий». (Ф.М. Достоевский, Записные книжки) Конечно, не только школа воспитывает человека, но и семья, и обычная бабушка. А бабушка, будет читать про курочку Рябу, учить простой молитве, петь русские народные песни, в которых музыкально отражена душа русского человека, и учить добротолюбию - основе русского характера. Размышляя о русских народных сказках, я, невольно, сочинила четверостишие: …Новых сказок мне не надо Я не верю в новый сказ Жили-были дед да баба Они вырастили нас. |
И, всё же, главным в нашей школе остаётся Учитель. Учитель с большой буквы. Тот человек, который любит свою профессию, и прекрасно понимает, что основополагающим в образовании, является наша классическая литература. В словаре В.И.Даля читаем: «нация -…однородцы, говорящие одним общим языком, все сословия». Язык является главным, в понятии - нация. Классическая литература, включающая в себя и зарубежную классику, переведенную на русский язык, служит русскому языку, развивая и усиливая его мощь, стало быть, служит нации. Кому-то, конечно, повезет, как повезло мне, кому-то нет. Но есть еще собственный интерес и любопытство, есть еще семья и веками выбранные ценности: нравственность, честность, доброта, милосердие - все те качества, которые воспеты нашей классической литературой. Читайте классику, любите русскую словесность, и вы будете поистине культурным, свободным человеком. К сожалению, у нас постоянно и настойчиво путают два понятия: вседозволенность и свобода. Культура - это самоконтроль. Культура учит нас относиться с уважением и вниманием к человеку, идущему рядом, а вседозволенность, сродни распущенности, она разрушает все человеческие нормы жизни. Культура красива, вседозволенность - уродлива. Свобода, - это культура, воспринятая ещё со школьной скамьи, а, многими с детства; культура, которая и являет собой противоположность и преграду вседозволенности. Мы видим, что результаты эксперимента над народом, проявляются спустя много лет. Двадцатый век, который пытался создать общество без Бога, без совести, без любви; создать общество, в котором брат убивал брата, сын - отца, где доносительство было нормой, а страх движущей силой, - взрастил три поколения, и результат этого мы полностью получили в двадцать первом. Сегодня матери отказываются от своих детей, а дети сдают престарелых родителей в приюты. Детдома переполнены. Разорваны связи. Народ пассивен, потому что, на протяжении семидесяти пяти лет инициатива была наказуема, причём наказуема жестокими репрессиями и расстрелами. И во многих сферах нашей жизни, цинизм, стал нормой. И воровство стало, практически, нормой для многих наших людей, занимающих руководящие посты. Такие слова, как честь и совесть, - ушли из нашего обихода. Вот и результат жизни без Бога и без заповедей: не убий, не укради, не лги, не завидуй, вот и последствия в действии. Большой процент нашего населения стремится уехать из России и обосноваться на западе. Г.П. Вишневская сказала в одном интервью: «Советская власть отучила русских людей любить Россию». Также, и результат нынешней реформы образования, мы увидим только спустя годы. Возможно, создание в двадцатом веке человека-раба, человека-винтика, и заставляет часть нашего народа, теперь, поклониться западу, просто из привычки поклоняться, и искать там лекарство для нашего общества. Сотворили, всё-таки, себе идола из «запада». Уже сейчас мы можем видеть, в какой фарс превращаются экзамены в школах, только людей с автоматами не хватает и колючей проволоки вокруг классов во время экзамена, чтобы запугать насмерть и учеников и учителей. О какой любви к знаниям может идти речь в создавшихся условиях. В новой схеме образования не нужна любовь к знаниям, нужны баллы, а это к образованию не имеет отношения. И не слышим сегодня мы высказываний великих мыслителей: «Знание - сила», или народной мудрости: «Ученье - свет». И снова вспоминается А.С. Пушкин: «Я алгеброй гармонию проверил…», - говорит Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери». Маленькая трагедия, но, всё же, трагедия. По-видимому, понадобится время, чтобы вернуть нашему человеку веру в свои собственные силы и возможности. Печально то, что мы не умеем сразу определить последствий сегодняшних дел, даже несмотря на то, что и теперь слышны голоса учителей и учёных, которые понимают, к какому масштабному разрушению образования и даже нации, может привести сегодняшняя реформа. Вполне уважаемые люди, из разных областей культуры и науки, предостерегают нас от вероятных последствий этого эксперимента. Но, увы: «Нет пророка в своём отечестве». Отчего это в нашем руководстве совершенно нет уважения к своим собственным культурным ценностям? Ф.М. Достоевский писал в «Записных книжках»: «Стать русским, значит перестать презирать народ свой». Как же можно не любить Россию и людей, живущих на этой земле? Как же можно не верить в человеческий ресурс России, которая множество раз возрождалась, практически, из пепла, поднималась из руин, отражала бесстрашно и мужественно набеги захватчиков, и становилась вновь сильной, смелой и самодостаточной страной. Слушая весьма неубедительные доводы тех, кто работает над реформой образования, с сожалением и грустью, невольно вспоминаешь строчки из стихотворения А.С. Пушкина: «Свободы сеятель пустынный Я вышел рано, до звезды, Рукою чистой и безвинной, В порабощённые бразды Бросал живительное семя - Но потерял я только время Благие мысли и труды…» |
|